Марокко — старейшая монархия мусульманского мира. История здесь на каждом шагу: в поражающей воображение архитектуре имперских городов и возвышающихся среди пустыни крепостей — касб, в разбросанных по склонам гор древних захоронениях.
Средневековые арабские историки и географы называли Марокко «Магреб-аль-Акса», что означает «самая западная земля». Страна расположена между Европейским и Африканским континентами. На самом севере ее берег отделяют от Испании всего 14 км; что касается южных границ, то они теряются в песках Сахары. Но несмотря на территориальную близость к Европе, для большинства европейцев эта страна по-прежнему окутана тайнами, по-прежнему олицетворяет экзотику, интригует и будоражит воображение. Арабская культура ощущается здесь повсюду: она и в характерной архитектуре, и в пряных ароматах, и в изобилующих пестрыми коврами и пикантными специями восточных базарах Феса и Марракеша. В то же время здесь живы и исконные африканские традиции: танцы местных берберских племен и верблюжьи караваны Сахары постоянно напоминают о раскинувшемся к югу огромном континенте.
Синий город Шефшауен
Синий город Шефшауен
Впервые Марокко упоминается Куком как место, представляющее интерес для туристов, в 1886 г., в рамках тура по Испании и Гибралтару. К началу XX в. страна преподносилась как экзотическая альтернатива «путешествию по следам кочевников пустыни».
Регулярные туры «Марокканский экспресс» с отправлением из Мадрида сделали страну более доступной, и в 20-30-х гг. прошлого века она пользовалась популярностью у любителей автомобильных путешествий.
Сегодня это уже не «дикий край» времен берберских пиратов и шейхов Сахары: Танжер — быстро развивающийся порт, Касабланка — современный деловой центр с небоскребами и скоростными автострадами. На смену верблюдам пришли «мерседесы» и мотоциклы, вынашиваются планы строительства моста или прокладки туннеля, которые соединили бы с Европой Марокко и весь Африканский континент.
И все же, несмотря на все эти изменения, Марокко по-прежнему удивляет приезжих причудливым сочетанием древнего мистицизма и современного капитализма, арабского консерватизма и африканской жизнерадостности. Сегодня эта страна привлекательна, как никогда. Расположившаяся меж двух морей и двух континентов, она неизменно поражает и своей непредсказуемостью.
История
Доисторические времена Homo erectus обитал на территории Магриба еще 200 тыс. лет назад, если не раньше. Вполне вероятно, что в те времена Сахара представляла собой полную жизни саванну.
10 000-5000 до н. э. Эпоха неолита. С той эпохи до нас дошли каменные круги на севере страны. Обитатели здешних земель были пастухами и, возможно, имели связи с древними европейцами.
1100-500 до н. э. Вдоль побережья появляются фактории финикийцев. Поселения на пространстве от Тамуды (близ Тетуана) до Могадора (Эс-Сувейра) на юге становятся очагами оседлого сельского хозяйства и городского уклада жизни. Большая часть Северной Африки находится под властью Карфагена (современный Тунис).
146 до н. э. — 250 Падение Карфагена под натиском Рима. Волюбилис близ Мекнеса становится столицей Римской Мавритании Тингитанской. Влияние Рима распространяется на всю территорию Марокко.
253-683 Уход римлян. Марокко дробится на берберские феодальные княжества. Набеги на земли Северной Африки сначала германских вандалов, затем византийцев.
В ожидании туристов
В ожидании туристов
683-711 Нашествие арабских армий. Их предводитель Муса ибн Наср провозглашает страну западным форпостом ислама. В 711 г. его войска при поддержке исламизированных берберов вторгаются в Испанию.
788-828 Идрис I, бежавший из Багдада после раскола ислама на суннитскую и шиитскую ветви, находит приют в Волюбилисе. Местные берберские племена признают его своим правителем, и Идрис становится основателем первой арабской династии Идрисидов. Сторонники багдадского халифа отравили Идриса I. Его сын Мулай Идрис II активно отстраивает Фес.
1062-1145 Конфедерация кочевых племен берберов-санхаджа, воспользовавшись распрями в стане Идрисидов, приводит к власти династию Альморавидов. Завоевания Юсуфа ибн Ташфина простираются до Испании, он же становится основателем Марракеша. Он стремится построить идеальное исламское государство, однако при этом запрещает искусства, науку, философию — все то, что возвеличило династию Идрисидов.
1147-1248 Ибн Тумарт выступает за возврат к исламскому фундаментализму. Его сторонники захватывают земли от Испании до Ливии. Складывается династия Альмохадов, период правления которой именуют золотым веком архитектуры - построены башня Хасана в Рабате и минарет мечети Кутубил и Марракеше.
1212 Армия Альмохадов терпит поражение от испанских христиан при Лас-Навас-де-Толосе.
1248-1465 Эпоха правления династии Маринидов, выходцев из берберских племен. Расцвет религиозного образования и искусств, особенно архитектуры. При Маринидах открываются первые медресе. Династия пала, погрязнув в коррупции.
1465-1554 Власть оказывается в руках династии Ваттасидов, возглавляемой бывшими советниками Маринидов. Система централизованного управления приходит в упадок. В стране появляются испанские и португальские укрепленные поселения. Значительная часть сельских районов контролируется воинственными религиозными группами (марабуты).
1492-1550 С завоеванием испанцами Гранады приходит конец 700-летнему исламскому правлению в Андалусии. Приток беженцев в лице испанских мусульман и евреев.
1554-1669 Влиятельные южные марабуты, обосновавшиеся в долине Дра, становятся основателями династии Саадитов. Испанские и португальские «неверные» изгоняются из страны. Ахмед аль-Мансур завоевывает территории на севере Африки вплоть до Томбукту.
1578 Битва трех королей. Молодой и неопытный португальский король Себастьян терпит поражение при Эль-Ксар-эль-Кебире.
1609 Пираты Бу-Регрега совершают набеги из Рабата.
1669 Приход к власти правящей поныне династии Алауитов, выходцев из южного города Риссани.
1672-1727 Период жестокого правления Мулай Исмаила, опиравшегося на 150-тысячную армию рабов. Основание Мекнеса. Англичане и испанцы изгоняются с побережья. Исмаил пытается жениться на дочери французского короля Людовика XIV и обратить в ислам короля Англии Якова II.
1757-1790 Власть в руках султана Сиди Мухаммеда.
1800-1880 Гражданская война между Фесом и Марракешем за доминирование. Все большее влияние приобретают местные суфийские братства. Решением Мадридской конференции 1880 г. устанавливается контроль европейцев над Танжером.
1894-1908 Неумеренные расходы делают султана Абд аль-Азиза банкротом, и он теряет власть. Высадка французских войск в Касабланке и захват ими города Уджда.
1912 Фесский договор гарантирует Франции «полезное Марокко», а Испания получает территории на северном побережье и крайнем юге страны. Рабат становится новой столицей Марокко. Танжер объявляется международной демилитаризированной зоной.
1912-1956 Танжер провозглашен международной зоной. Растет население страны, совершенствуется ее инфраструктура.
1942 Британские и американские войска высаживаются в Касабланке с целью освобождения Марокко.
1944 Образование националистической партии «Истикляль». В стране проходят демонстрации с требованием независимости.
1953 Королевская семья отправляется в изгнание.
1956-1957 Франция предоставляет Марокко независимость. Мухаммед V меняет свой титул султана на короля.
1961 Кончина Мухаммеда V. Трон наследует Хасан II.
1963 В стране прошли первые парламентские выборы.
1975 «Зеленый марш»: король Хасан II возглавляет 350-тысячное шествие своих подданных, требуя от Испании передачи Марокко территории Западной Сахары.
1976-1988 Повстанцы фронта ПОЛИСАРИО ведут борьбу за независимость Западной Сахары.
1989 Восстановление отношений между Марокко и Алжиром. Образование Союза Магриба в составе Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Мавритании.
1992 После зафиксированной наблюдателями ООН фальсификации итогов голосования референдум по будущему Западной Сахары откладывается.
1999 Смерть Хасана II. Трон переходит к его сыну Мухаммеду VI.
2000 Заключение торгового соглашения с ЕС. Разногласия с Испанией остаются неурегулированными.
2001 ООН предлагает решение проблемы Западной Сахары в форме образования автономного государства в границах Марокко. Правительство Марокко предложение принимает, но фронт ПОЛИСАРИО отвечает отказом.
2002 Мухаммед VI женится на простолюдинке Салме Бемани, что противоречит традиции. Обострение напряженности между Марокко и Испанией. Король назначает на пост премьер-министра бывшего министра внутренних дел Дрисса Джетту.
2003 Рождение наследного принца Мулай Хасана. Вторжение американских войск в Ирак.
2004 Введение в действие нового семейного законодательства, по которому в случае развода женщине причитается равная доля имущества, а возраст дачи согласия на вступление в брак увеличивается до 18 лет.
2005-2006 Заключение соглашений о либерализации торговли с ЕС, США, Тунисом, Египтом и Иорданией. Фронт ПОЛИСАРИО поддерживает Интифаду за независимость — серию мирных протестных выступлений сахарави на оккупированных территориях Западной Сахары.
2007 Рождение принцессы Лаллы Хадиджи. После победы на выборах партии «Истикляль» на пост премьер-министра назначается Аббас аль-Фасси.
2008 Друг короля Фуад Али аль-Химма становится основателем новой политической партии ПАМ.
География
Марокко — большая страна, с учетом значительных пространств Западной Сахары ее площадь составляет 710 850 км², при этом 15% территории располагается на высоте более 2 тыс. м над уровнем моря. Характерная особенность природы Марокко — разнообразие. Здесь две береговые линии: средиземноморская, протяженностью 530 км, с обилием скал и пещер, и атлантическая, длиной 2800 км, представляющая собой один бесконечный пляж в обрамлении песчаных дюн. Сегодняшняя столица Рабат обрела этот статус относительно недавно: лишь в 1912 г. Подобно многим африканским государствам, Марокко с середины XX в. переживает бум рождаемости: с 6 млн в 1945 г. численность его населения к настоящему времени увеличилась до 33,3 млн человек, а к 2020 г. предположительно достигнет 42 млн. Возраст примерно 75% жителей не превышает 25 лет.
Ландшафт
Север Марокко выглядит продолжением Европы: его скалистое побережье напоминает Северное Средиземноморье. Дальше на юг сменяют друг друга три протянувшиеся с запада на восток горные «волны»: Средний Атлас с его высокими плато, населенными берберскими племенами; Высокий Атлас протяженностью 700 км с 400 пиками высотой более 3 тыс. м и засушливый Антиатлас вдоль границы Сахары, словно отделяющий Марокко от остальной Африки.
Оазис в западной части Марокко, в регионе Тафилальт
Оазис в западной части Марокко, в регионе Тафилальт
На западе раскинулись широкие долины Ум-эр-Рбии («Мать зелени») и Себу, двух крупнейших рек страны. На прилегающих к ним плодородных землях выращивается большая часть сельскохозяйственной продукции: оливы, зерновые, цитрусовые, сахарный тростник, виноград. К востоку, в направлении алжирской границы простираются бесплодные степи, постепенно переходящие в пески Сахары.
Пустыня в южной части страны преимущественно плоская и каменистая. Песчаные дюны можно увидеть к югу от долины Дра и к востоку от долины Зиза, но в остальном марокканская Сахара представляет собой каменистую пустыню — хамаду. Оазисов много, и они предстают живописными островками зелени и изобилия в окружении камней и песка.
Климат
Маршал Лиоте, французский колониальный губернатор Марокко, называл его «холодной страной с жарким солнцем». Что касается климата, то здесь всего понемногу. Зимой температура в горах Высокого Атласа опускается до -10°С, во многих деревнях снег лежит до четырех месяцев в году. В Западной Сахаре, где местами дождей не видят по 10 лет и более, столбик термометра нередко поднимается выше отметки 50°С. На юге самые благоприятные весенние и осенние месяцы, правда, характерные для них проливные дожди могут вызывать в пересохших речных долинах обильные и бурные паводки.
Горы Высокий Атлас
Горы Высокий Атлас
В последние годы Марокко страдает от засухи, хотя дожди несколько облегчают решение проблемы с нехваткой воды. В стране, которая столь сильно зависит от благополучия своего сельского хозяйства, где 80% электроэнергии вырабатывается расположенными в Высоком Атласе гидроэлектростанциями, климатические изменения играют жизненно важную роль.
Экономика
Благодаря десятилетию реформ марокканская экономика крепнет, однако недавний глобальный экономический спад привел к сокращению экспорта в страны ЕС и росту безработицы.
Не обладая столь же богатыми запасами нефти, как соседние Алжир и Ливия, Марокко тем не менее располагает тремя четвертями мировых запасов фосфатов и является крупнейшим их экспортером. Ввиду снижения цен на это сырье в важнейшую отрасль национальной индустрии стремительными темпами превращается туризм. И все же половина трудоспособного населения страны по-прежнему занята в сельском хозяйстве, доля которого в национальной экономике составляет 50%.
Из деревни в город
Трамвай на улице Касабланки
Трамвай на улице Касабланки
Существующие различия между сельской и городской жизнью представляют серьезную проблему. Обезлюдение села и миграция горожан привели к появлению во многих крупных городах огромных трущобных поселков — бидонвилей. В частности, Касабланка превратилась из небольшого порта с 20-тысячным населением, какой она была в 1900 г., в сегодняшний огромный город, где, по разным оценкам, живет 3-4 млн человек.
Бербер
Культура и праздники
Коренные обитатели здешних земель — берберы, народ, прародиной которого является древняя Ливия. Доля берберов в населении Марокко наибольшая среди стран Северной Африки и составляет 60%. С другой стороны, волны иммиграции сформировали сложную социально-этническую смесь, в которой, помимо берберов, представлены арабы, евреи и харатины.
Истоки
В период французской оккупации власти играли на противоречиях между арабами и берберами, но сегодня марокканское общество гордится своим единством, и большинство жителей страны считают себя просто марокканцами. При этом для 40% населения марокканский вариант арабского языка по-прежнему не является родным; в разбросанных по стране селениях говорят на 1000 берберских диалектах, а национальный патриотизм отчетливо проявляется даже в отдаленных сельских районах. Это либеральная страна арабского мира, где различия уважают и ее жители, и власти. Марокканцы с гордостью заявляют, что в их стране каждый может достичь всего, чего захочет, и история действительно дает примеры того, как рабы превращались здесь в богатых султанов.
Культурное наследие Марокко нельзя назвать исключительно арабским и берберским. Здесь проживала самая крупная в арабском мире еврейская община, численность которой на момент обретения Марокко независимости, в 1956 г., составляла 200 тыс. человек, однако после арабо-израильской войны 1967 г. большинство из них перебрались в Израиль.
Национальный характер
Марокканцы — гордые люди, как и подобает нации, некогда контролировавшей всю западную часть Средиземноморья и создавшей одни из самых примечательных творений архитектуры в арабском мире. Подобно всем живущим у Средиземного моря, они прекрасные рассказчики, и невинные преувеличения у них в порядке вещей. Для получения прямого ответа потребуются особые навыки, это умение сродни искусству торга. Марокканцы пользуются репутацией самых гостеприимных арабов, хотя в больших городах соблазн заработать на туристах начинает превалировать над традиционными любознательностью и дружелюбием.
Иншалла
На все воля Аллаха
На все воля Аллаха
Самый распространенный в Марокко возглас «Иншалла!» означает «На все воля Аллаха!». Ментальность марокканцев напрямую связана с этой философией: только Аллах все знает и все контролирует, а значит, лучше просто ждать исполнения Его воли, чем пытаться что-то делать самому. Конечно, со стремлением страны влиться в мир современного бизнеса ситуация меняется, однако, как и во многих районах Средиземноморья (сходная концепция передается испанским манъяна), такого рода фатализм в определенной степени бытует по-прежнему.
Влияние ислама в повседневной жизни марокканцев носит всепроникающий характер. Употребление алкоголя порицается, во многих местах мужчины и женщины вне дома не встречаются и не общаются. Однако для молодых многое меняется. Вы можете увидеть вместе матерей в чадре и дочерей в джинсах и с косметикой на лице. Молодые пары прогуливаются под ручку, что для их родителей было и остается делом немыслимым. В целом для Марокко наступила эпоха больших перемен, и вы, приехав туда, несомненно, очень скоро сами это ощутите.
Исламский фундаментализм
По-видимому, из-за достаточной удаленности от главных оплотов ислама Марокко всегда отличалось относительной стабильностью общественной жизни, здесь издавна уживались люди самых разных верований. Если в соседнем Алжире фундаменталисты рвутся к власти, то король Мухаммед VI старается находить разумный баланс между своей функцией имама, лидера правоверных, и процессом экономической «вестернизации». До сих пор ему это удавалось, и маловероятно, что воинствующий фундаментализм проникнет в Марокко. Тем не менее опасность существует: в 2003 г. 14 представителей исламской террористической организации подорвали себя в Касабланке, убив 33 человека; в 2007 г. там же имели место еще две, правда не столь смертоносные, атаки. Люди, признанные ответственными за теракты в Мадриде в 2004 г., были выходцами из беднейших кварталов Сале. Экстремизм находит благодатную почву на задворках марокканских городов, где концентрируются мигранты из сельских районов.
Большинство же марокканцев, похоже, удовлетворены сложившейся в стране системой гражданской и религиозной власти.
Праздники
Марокканские праздники — муссемы в целом имеют религиозную подоплеку. Ежегодно совершаемые паломничества к могилам местных святых сопровождаются музыкой и танцами. Празднования могут продолжаться в течение нескольких дней, и тогда обычно тихие городки обрастают целыми лагерями из шатров, заполняются временными лавками с разнообразной снедью, кишат самодеятельными артистами и табунами лошадей. Подобным же образом отмечается завершение сбора урожая.
Намаз
Намаз
Некоторые марокканские праздники известны и за пределами страны. К числу таковых относятся летний фестиваль искусств в Асиле; июньский фольклорный фестиваль в Марракеше, во время которого артисты со всех районов страны собираются на развалинах дворца Эль-Бади (есть смысл приурочить к этому празднику поездку в Марокко); также в июне проходит Всемирный фестиваль духовной музыки в Фесе, а осенью вы можете увидеть джигитовку «Фантазию» в Мекнесе, это, пожалуй, самое впечатляющее зрелище. Даты многих праздников и фестивалей ежегодно меняются, подчиняясь мусульманскому календарю. За точной информацией обращайтесь в местные туристические офисы.
При фотографировании на любых религиозных праздниках необходимо соблюдать осмотрительность.
Основные праздники
Февраль. Праздник цветущего миндаля в Тафрауте.
Март. Театральный фестиваль в Касабланке; праздник хлопка в Бени-Меллале.
Май. Фестиваль роз в Эль-Келаа-Мгуне.
Июнь. Фольклорный фестиваль во дворце Эль-Бади в Марракеше; праздник вишни в Сефру; Всемирный фестиваль духовной музыки в Фесе; муссем в Асни, близ Марракеша; сахарский муссем в Тан-Тане; фестиваль верблюдов в Асрире, близ Гельмима.
Июль. Праздник меда в Имуззер-Ида-Утанане; праздник воды в Мартиле, близ Тетуана.
Август. Международный фестиваль искусств в Асиле; муссем Сетти-Фатма на Урике, близ Марракеша; муссем Сиди Аллаль эль-Хадж в Шефшауэне; муссем Мулай Абдессалема, включающий «Фантазию», близ Эль-Джадиды; фестиваль африканской музыки в Тизните; праздник яблок в Имуззер-Кандаре.
Сентябрь. «Фантазия» в Мекнесе — один из самых масштабных праздников в Марокко; фестиваль традиционных искусств в Фесе; муссем Мулай Идриса II, в ходе которого ремесленники-фасси приносят в жертву святому покровителю города быка; муссем Сиди Ахмеда или Мусы в Агадире; праздник сватовства в Имильчиле; муссем Мулай Идриса I в Мулай-Идрисе.
Октябрь. Праздник фиников в Эрфуде; музыкальный фестиваль в Эс-Сувейре.
Декабрь. Праздник олив в Рафсаи, в горах Рифа.
Официальные общенациональные праздники
1 января — Новый год.
11 января — День провозглашения манифеста о независимости.
1 мая — День труда. 30 июля — Праздник Трона. 14 августа — День присоединения уэда Эд-Дахаб.
21 августа — День молодежи (День рождения короля).
6 ноября — Годовщина «Зеленого марша».
18 ноября — День независимости.
Свадьбы
Марокканская свадьба
Марокканская свадьба
Марокканская свадьба — повод для массовых торжеств, когда весь городок присоединяется к ритуалам, предшествующим свадебному обряду. Традиционно невесту для сына выбирает отец. Сын имеет возможность издали взглянуть на девушку, чтобы выразить свое мнение. Если все хорошо, отец предлагает семье избранницы выкуп. В случае принятия выкупа объявляется о помолвке молодых на срок от одного года до двух лет. Помолвка — юридически обязательный элемент процесса заключения брака, позволяющий молодым привыкнуть друг к другу. При желании они могут спать вместе.
Марокко
В городах свадьба между представителями богатых семейств может продолжаться неделю, и тогда каждому дню соответствует свой ритуал. В более бедных сельских районах на свадьбу зачастую отводится лишь один день. В любом случае свадьбе предшествуют многочисленные ритуалы. После определенного периода подготовки невесту доставляют в дом жениха, где ее приветствуют музыкой, танцами и всеобщим ликованием. Невесту проводят в комнату для проведения торжества, и гости рассаживаются для пиршества в сопровождении музыки и танцев. На берберских свадьбах невесту привозят в дом жениха на коне, а затем прячут в одной из верхних комнат, завернутую в ковры. Посетить ее могут только ближайшие родственники. Жених же должен суметь пробраться к ней по приставной деревянной лестнице.
Как и все прочие сферы жизни марокканцев, процесс заключения брака претерпевает значительные изменения. Сегодня в городах мнение женщины при выборе партнера не менее значимо, чем на Западе. И выкуп уже не так актуален: двойной доход будущей семьи, ипотека и налоговые льготы — более весомые преимущества, чем золото или верблюды.
Политика
Одно из старейших в мире государств, Марокко имеет 1200-летнюю историю непрерывного существования как единого политического организма. Марокканцы гордятся своей неповторимостью, своим имперским прошлым, когда влияние их правителей распространялось на большую часть Северной Африки и Испанию. У граждан страны было немного рычагов воздействия на власть султанов, однако общественное мнение все же проявляло себя как реальная сила — в частности, в вопросе обретения независимости. В эпоху правления династии Алауитов (представителем которой является и нынешний король) сформировалось наиболее демократическое общество.
Предыстория
Первые демократические выборы состоялись в 1993 г. Путем всеобщего голосования был определен состав палаты представителей — нижней палаты марокканского парламента. Верхняя палата, палата советников, избирается местными советами, профессиональными объединениями и профсоюзами. Главой правительства является премьер-министр, назначаемый королем, сохраняющим за собой функцию верховной власти.
Правительство
На выборах в сентябре 2007 г. наибольшее число голосов набрала партия «Истикляль» («Независимость»), однако правительство представлено коалицией из четырех партий. Решением короля Мухаммеда VI пост премьер-министра достался представителю партии «Истикляль» Аббасу эль-Фасси.
Караван верблюдов в сахаре
Караван верблюдов в сахаре
Вопросы политики
Еще в ранние годы своего правления Мухаммед VI избрал курс на социальные и политические реформы. Его усилия по борьбе с бедностью, предоставлению больших прав женщинам и большей свободы прессе были по достоинству оценены западным миром. Казалось, ему с успехом удается проводить социальные преобразования, не вызывая резкой реакции со стороны традиционалистов.
А затем наступило 11 сентября 2001 г., и все в мире переменилось. Был привлечен к суду марокканец, замешанный в планировании атак на Нью-Йорк и Вашингтон. Он был осужден, однако в 2004 г. приговор был отменен.
Годом позже в Марокко прошли выборы. В попытке сдержать волну исламского экстремизма от участия в них была отстранена фундаменталистская партия «Справедливость и милосердие», а ее несговорчивого лидера Абдессалама Ясина временно заключили в тюрьму. В ответ многие заявляли о нелигитимности выборов и призывали не признавать их результаты. Назначение на пост премьер-министра Дрисса Джетту, пусть и успешного бизнесмена и переговорщика, некоторыми наблюдателями расценивалось как откат назад, ко временам прежнего режима, при котором процветали коррупция и общественное недоверие к власти.
Марокканские террористы, предположительно связанные с экстремистской группировкой «Аль-Каида», были причастны к террористическим атакам в Касабланке в 2003 г. и в Мадриде в 2004-м. Это обеспокоило марокканское правительство, предпринявшее попытки пресечь деятельность сторонников экстремистов.
Война в Ираке внесла определенное напряжение в успешно развивавшиеся экономические отношения между Марокко и США. Между тем большинство марокканцев не слишком волнует происходящее в Ираке, в этом отношении они обеспокоены главным образом судьбой своих собратьев-суннитов. Вероятно, больший интерес в обществе вызывает развитие израильско-палестинского конфликта. Хотя исторически в стране проживала многочисленная еврейская община, большинство марокканцев предпочло бы увидеть разрешение конфликта в пользу палестинцев.
Естественно, в стране, вставшей на путь модернизации, хватает и других проблем, включая гигантский разрыв в уровне благосостояния между различными слоями общества, высокую концентрацию промышленности и капиталов в регионе Рабата и Касабланки в ущерб сельским районам. Высокой остается рождаемость, уровень безработицы составляет около 20%. Мировые цены на основные экспортные продукты страны, фосфаты и сардины, упали. При этом успешно развивается туризм, который может превратиться в локомотив национальной экономики при условии, что удастся сдерживать отток интеллектуальных ресурсов и держать под контролем экстремистов.
Впечатления
Торг
Торг
«Сколько стоит?» — этот вопрос звучит в Марокко наиболее часто. Торг — неотъемлемая часть жизни марокканцев, так что ваш визит в Марокко нельзя будет считать полноценным, если вы не попытаетесь поторговаться с продавцом на базаре медины. Процедура простая: вы решаете, сколько хотите заплатить за какой-либо товар. Торговец называет завышенную цену, обычно втрое превосходящую действительную стоимость. Вы демонстрируете свое недоумение и предлагаете сумму на 20—30% меньше той, которую готовы заплатить. Торговец изумлен вашим невежеством. И так продолжается до тех пор, пока торгующиеся не сойдутся в цене.
В Ремесленном центре (Centre Artisanal) каждого города можно ознакомиться с официально установленными ценами на различные виды ремесленной продукции. Пользуйтесь этими ценами как ориентирами в ходе торга. На продуктовых рынках цены фиксированные, и попытка поторговаться может быть воспринята как оскорбление. Помните, что, каким бы ни было ваше материальное положение, местные жители видят в вас человека состоятельного, и в сравнении с ними в большинстве случаев так оно и есть.
Культурные различия
Многие марокканцы, особенно в сельской местности, глубоко религиозны. Женщины, скрывающиеся от посторонних взглядов под паранджой, вряд ли будут рады вашим попыткам их сфотографировать. Прежде чем кого-то запечатлеть, непременно спросите разрешение. Зачастую вас попросят заплатить за съемку, что в случае, например, с колоритными заклинателями змей и разносчиками воды в Марракеше вполне оправданно, так как вы платите за представление, как платили бы при посещении театра или концерта. С другой стороны, вряд ли стоит давать деньги детям: маловероятно, что возможность получить за простую улыбку столько же, сколько взрослый зарабатывает за день, будет поддерживать в ребенке желание ходить в школу. Между тем в некоторых районах до половины населения по-прежнему неграмотно; правда, ситуация постепенно улучшается, но платить детям за фотосъемку все же не стоит.
Женщины в Марокко совсем не рады, когда их снимают
Женщины в Марокко совсем не рады, когда их снимают
Марокканский дух
Нынешний бурный, хаотичный характер жизни в марокканских городах формировался веками, поэтому трудно ожидать того, что он в одночасье изменится, став более организованным и размеренным. Иногда есть смысл смириться с местной философией иншалла и плыть по течению.
Как Марокко остается загадочной страной для многих приезжих, так и внешний мир для многих его сельских жителей — загадка, иностранцы знакомы им лишь по телевизионным шоу западного производства. Спутниковое телевидение и Интернет делают любознательных жителей городов гораздо более сведущими в международных делах. Их дружелюбие часто искреннее и открывает редкую возможность понаблюдать «изнутри» за повседневной жизнью марокканцев. Однако среди местного населения немало и таких, кто видит в иностранцах лишь ходячий бумажник. Ваш визит в страну — это в равной мере интересный, удивительный по своим впечатлениям отдых и взаимное познание.
Гиды
Официального гида можно получить в любом туристическом офисе, и люди эти поистине незаменимы — без них передвигаться по похожим на лабиринты мединам практически невозможно. Гидов можно узнать по металлическим «шерифским» бляхам, работают они по официальным расценкам, с оплатой за полдня или за целый день. Заранее согласуйте маршрут, ориентируясь на описанные в этом путеводителе достопримечательности. Если шопинг вас не интересует, заявите об этом прямо и твердо, чтобы пресечь назойливые предложения многих гидов посетить тот или иной бутик. Причина их настойчивости проста: они получают от владельцев магазинов хорошие комиссионные с каждой покупки, совершенной «подопечными» им туристами.
Порт Эс-Сувейры
Порт Эс-Сувейры
Куда бы вы в Марокко ни отправились, вам всюду будут предлагать свои услуги частные (faux — фальшивые) гиды. Некоторые представляются студентами, но многих просто интересуют ваши деньги, что не удивительно, учитывая, что в отдельных районах каждый третий мужчина не имеет работы. Этих жуликов лучше просто игнорировать, оставаясь вежливым, так как раздражительность воспринимается как признак слабости потенциальной «добычи». Хороший способ избавиться от нежелательных приставаний — не реагировать на них. Непрошеному провожатому это скоро наскучит, и он отправится на поиски новой жертвы. При возникновении малейших проблем направляйтесь к ближайшему полицейскому — жулик тут же испарится. Верный способ избежать разного рода неприятностей — нанять официального гида.
Ислам
Понять Марокко невозможно без понимания ислама. Слово «ислам» означает «покорность», и значение это отражает всепроникающее влияние религии в марокканском обществе. Законы Марокко — это законы ислама, а король — Предводитель правоверных.
Мечеть в Касабланке
Мечеть в Касабланке
Основателем ислама был Мухаммед, торговец из Мекки, превратившийся в Пророка Аллаха в 610 г. Аллах — тот же Бог, Которому поклоняются христиане и евреи, но Иисус Христос для мусульман не единородный Его Сын, а пророк, подобный Мухаммеду, поскольку Бог, в их понимании, — единственный в своем роде, они не верят в Святую Троицу. Ислам уникален в отрицании посредников между Богом и человеком: нет как таковых священников, нет богослужения. Молитва — прямое общение между верующим и Богом. Священная книга мусульман — Коран была ниспослана Самим Богом через Его Пророка Мухаммеда и содержит многое из философии христианства и иудаизма.
Ислам зиждется на пяти столпах, или обязанностях: шахада — вера в то, что «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Пророк Его»; салят — пятикратная ежедневная молитва; закят — пожертвования в пользу бедных; саум — соблюдение поста в течение месяца Рамадан; хадж — паломничество в Мекку.
Сунниты, шииты и суфии
После смерти Мухаммеда исламский мир был повергнут в смятение. Усиливался раскол между халифами династий Омейядов и Аббасидов, религиозными лидерами, избранными учить Корану и следовать практике (сунне) Мухаммеда, и последователями Али, зятя Мухаммеда (шиа Али означает «партия Али»), В итоге раскол вылился в гражданскую войну, и в начале VIII в. многие шиитские беженцы, спасаясь от преследований в Тунисе и Андалусии, нашли приют в Марокко. Сегодня, однако, большинство марокканских мусульман, подобно их единоверцам с Ближнего Востока, — ортодоксальные сунниты. В сельских районах религия менее ортодоксальна и в значительной степени опирается на мистику, суеверия, окружающие имена местных святых. Подобный исламский мистицизм известен как суфизм, и влияние суфийских братств ощущается в сельских районах по всей стране. На праздники в честь местных суфийских святых собирается огромное количество людей.
Молитва
В каждом марокканском селении есть мечеть (по-арабски джамаа), от которой ежедневно голосом муэдзина звучит распевный призыв к молитве. Его можно слышать на рассвете, в полдень, после полудня, вечером и перед сном. Правоверные молятся, повернувшись в направлении Мекки, в мечети оно обозначено специальной нишей — михрабом. Пятница — священный для мусульман день, когда в полдень проводится общая молитва (большинство заведений и учреждений к 11.30 закрывается). Для немусульман доступ практически во все марокканские мечети закрыт.
Рамадан
Как только село солнце... (Рамадан)
Как только село солнце... (Рамадан)
Время месяца Рамадан год от года меняется, так как он соответствует девятому месяцу исламского лунного календаря (хиджра), в который Мухаммеду был ниспослан Коран. Это неизменно время строгого поста, в продолжение которого верующие с рассвета до заката воздерживаются от еды, курения и сексуальных контактов; с наступлением темноты улицы заполняются толпами народа, магазины и рестораны распахивают свои двери; перед рассветом принимается последняя пища, и пост возобновляется до часа, когда, как сказано в Коране, «нельзя будет отличить белую нитку от черной». Исключение делается только для маленьких детей, беременных женщин, старых, больных и тех, кто находится в дальнем путешествии. Остальные мусульмане, уличенные в несоблюдении поста, понесут наказание от властей. Немусульмане могут есть и пить что и когда захотят, однако воздержанность туристов будет воспринята местными жителями благосклонно. Учитывая знойный климат Марокко, особенно летом, пост месяца Рамадан — серьезное испытание, время глубокого погружения в себя.
Марокканский ислам
В этом отношении Марокко всегда отличалось от остальных исламских стран. Основатель государства Мулай Идрис был шиитом, бежавшим из Багдада от гражданской войны между мусульманами. Хотя сегодня практически все марокканцы, как и их единоверцы на Ближнем Востоке, ортодоксальные сунниты, удаленность от центра исламского мира вылилась в причудливое смешение исламских религиозных практик и языческих верований. Могилами правоверных, марабутами, усеяны сельские районы страны. Эти могилы почитаются как священные места, где женщины надеются обрести способность к деторождению, больные ищут выздоровление, а все остальные — удачу. Чужакам приближаться к могилам не стоит, дабы неподобающим поведением не задеть чувства местных жителей.
Язык
Многие марокканцы одинаково хорошо владеют и арабским, и французским. На севере страны есть районы, где вторым языком является испанский. Среди молодежи, а также на основных местных курортах распространен английский, однако в отдаленных сельских районах в качестве второго языка все-таки преобладает французский. Многие указатели выполнены только на арабском.
Марокканский вариант арабского сильно отличается от классического, на котором говорят на Ближнем Востоке. Умение считать пригодится при торге, а несколько выученных арабских слов приятно удивят ваших собеседников.